Історія гурту


Вадим Красноокий ("Mad Heads XL"): "Некоммерческая музыка - это та, которую не продают, или та, которую не покупают?"


Из источников близких к Верховной Раде и Майдану Незалежных Новостей, мне стало известно, что не так давно лидер группы "Mad Heads XL" Вадим Красноокий стал отцом (соответственно, женился - мои поздравления!). По сообщениям тех же источников, его брат, контрабасист той же группы, похоже, также близок к подобным шагам (в семейной жизни etc.). Поэтому, в контексте продолжающихся в рокабильно-сайкобильной тусовке бывшего СНГ прений на тему, что может побудить рокера стать скайером, серфером и медитирующим философом, мой первый вопрос Вадиму заключался в следующем:

- Что было первичным в данной твоей (а по касательной - и группы) ситуации отхода от сайкобилли - твоя (и брата - видел его телеобращение к будущей супруге) романтическая влюбленность, женитьба и т.д., и как следствие этого, некоторое послабление себе, отразившееся в более мягкой музыке, или напротив, внутренние изменения в тебе, невозможность играть больше "старую" музыку, и как результат, изменения в личной жизни? Другими словами, большинству олдовых реднеков не дает покоя следующая формула: "друзей на бабу променял"?
- За поздравления - спасибо. Действительно, отцом я стал больше года назад, женился еще раньше, а познакомился со своей теперешней супругой аж 15 лет назад, так что наши отношения восходят еще к истокам группы "MAD HEADS", а значит и всего украинского сайко/рокабилли. Собственно, моя жена играла в этом процессе одну из первых ролей, поскольку была лидером своей собственной рок-н-ролльной банды большую часть всего этого времени. Так что у меня такой особый случай, когда "баба" является также и самым давним, проверенным годами рок-н-ролльной жизни, другом, с которым мы вместе проходим изменения и в музыке, и в личной жизни. А вот появление нашего "сольного проекта" чуть больше года назад - это да, это смягчает однозначно.

- Насколько я понимаю, твоя жизнь действительно изменилась - по чартам продаж за прошлый год, ваш диск "Надия Е" чуть ли не в первой десятке, вы становитесь популярной, узнаваемой группой. Что изменилось в связи с этим в тебе самом? В подходе к работе? Отношениям с соратниками по бэнду? Стал ли ты задумываться о формате и о попадании вашей музыки в ротацию радио и телеканалов?
- Узнаваемой группой в Украине мы являемся уже достаточно много лет, а вот такая популярность, как сейчас - это, конечно, новое. Впрочем, не удивительно, если учесть что еще относительно недавно мы пели только по-английски, и делали это чаще по заграницам. Тем не менее, дома нас знали (первый клип крутился по ТВ еще в 1996 году), так что я как бы получил прививку в виде популярности малыми дозами, и теперь популярность куда более серьезная едва ли может сильно повлиять на меня, как на личность.
Отношения в группе изменились в основном потому, что пришло 4 новых участника и ушел один старый; так что это естественно: новые люди - новые отношения. Они не менее дружеские и неформальные, но конечно до такого понимания с полуслова, которого мы достигли в группе, где состав не менялся почти 10 лет - далеко. Кроме того, хотя мое лидерство в коллективе всегда было очевидно, большинство вопросов, творческих и прочих, раньше решалось максимально демократично. Теперь я практикую более тоталитарный подход - выслушиваю всех, но решение оставляю за собой.
В процессе написания песен о формате я не думаю, а вот когда они уже готовы - тут, конечно, приходится. Впрочем, были бы хорошие песни, а формат и сам прогнется. Например, в новом альбоме есть несколько вещей, которые мы изначально не планировали предлагать радиостанциям в силу их "неформатности" - жесткие гитарные риффы и все такое. Включаю радио, и что я слышу? Крутят именно эти песни без каких-либо усилий с нашей стороны. Конечно, не так активно, как основные "хиты", но все же.

- Какие цели теперь наиболее актуальны для коллектива "MAD HEADS XL"?
- Творческая задача - освоение концепции "рок с дудками" в разных возможных вариантах. Это ведь довольно нетипичный состав для рок-музыки, кроме неосвинга, ска, реггей, да некоторых экспериментов с фолком, так кажется, вообще ничего не играют. Посмотрим, что получится из этого у нас.
Из других актуальных целей - дальнейший рост популярности в Украине, культурная экспансия в Россию, Европу. Последнее, кстати, - серьезный вызов, поскольку наш теперешний репертуар в значительной степени славянский, для Европы не слишком адаптированный. Но прошлым летом нас очень хорошо принимали на большом рок-фестивале в Чехии, а осенью немцы издали сингл.

- Готов ли ты (и группа) на компромиссы во имя шоу-б. и карьеры популярной группы? На какие?
- Чтобы идти на компромиссы, нужны жесткие принципы. У меня такой, пожалуй, только один. Я стараюсь не тратить свое время на то, что мне не нравится, вызывает отрицательные эмоции, внутренний напряг. Понятно, что выполнять этот принцип на 100 % довольно сложно, но, во всяком случае, тут компромиссы минимальны и очень временны. Конечно, у всех по-разному, но в нашем случае с компромиссами, все с точностью до наоборот, и я могу сетовать только на то, что в Украине музыкальная индустрия не очень хорошо развита.

- Вполне возможно, что со временем изменится твой круг общения (может, уже изменился), чего не достает из прежнего, рокабильного бытия?
- В теперешнюю жизнь из прошлой я взял все, что для меня было важно и не успело надоесть. Есть вещи, которые хороши в виде воспоминаний, но вовсе не стоит пытаться переживать их снова. Впереди ждут новые впечатления, и, цепляясь за прошлое, мы отказываем себе в будущем.

- Как оказалось, при более плотном прослушивании вашего нового альбома, он был построен не только на развлекательной линии, там присутствуют и мантрообразные "Гроши", и ментально-ностальгическая "Зимова спека", и жизнеутверждающая "Надия Е". Насколько я понимаю, и сам ты относишься к этому материалу не только как к развлекательной музыке. Вследствие языкового барьера, возможно, часть смысловой нагрузки твоих новых песен была утеряна (мной и иными русскоязычными слушателями). Не мог бы ты более подробно остановиться на смысле твоих новых посланий и озарений в музыке?
- Думаю, языковой барьер не настолько велик - я же не по-китайски пою. Вдобавок, основные мысли альбома продублированы на английском. Ну, и главное, мне кажется, что эмоции самой музыки достаточно красноречивы и понятны. Я действительно выражаю в песнях свою жизненную философию, но стараюсь, чтобы она была понятна не только из текста.

- Расскажи также историю про "Автобус Буратин" - я, как и многие, не очень догнал смысл этого "послания землянам", в чем прикол?
- Вообще, у истоков этой песни стоит один старый анекдот и вполне конкретная картинка из жизни, известная мне и кое-кому из участников группы. Но как это бывает со многими удачными песнями, слушатель часто рисует собственный ассоциативный ряд, и доказывать, что он не прав, а песня была на самом деле про другое - мне не хочется. Например, в последней забавной трактовке, которую я слышал, это оказывается песня про наших политиков (у нас сейчас с этим перегруз в связи с избирательной кампанией). Так что я приглашаю всех к сотворчеству: придумайте сами, в чем тут прикол для вас.

- А так же о процессе твоей борьбы с Вавилоном (о котором, ты столь ярко рассказывал в одном из своих украинских интервью - уходы в леc и пр.)?
- Борьба с Вавилоном кажется мне делом бесперспективным, лучше просто видеть его и стараться играть по своим правилам. А в лес уйти никогда не поздно.

- Я слышал, что у вас вышел в Германии макси-сингл "Надия Е", было ли продолжение - выпуск там полноценного альбома?
- Мы сейчас рассматриваем разные варианты продолжения, в смысле какая компания будет издавать и в каком виде. Больше пока сказать не могу, потому что никакие финальные решения еще не приняты. Понятно только, что альбомы, как и раньше, мы будем издавать не только дома, но и в Германии, а также в других странах.

- Как восприняли там вашу новую инкарнацию? (Ведь именно там, на каком-то итальянском фестивале, по дороге Максим "Прукр" Красноокий примкнул и ворвался в твое пристрастие к новым музыкам в стиле Ману Чао.)
- В прошлом году мы выступали на главном чешском рок-фестивале "Rock For People", и показали себя настолько здорово, что этим летом поедем туда снова. Надо сказать, что у них не принято приглашать группы два года подряд, и позвали нас по специальному решению оргкомитета. Кроме того, этим летом мы станем первой украинской группой, которая выступит на фестивале "Sziget" в Будапеште. Не знаю, насколько известен этот фестиваль в России, но репутацию он имеет одного из лучших в Европе. Получить приглашение от этого фестиваля мы мечтали уже несколько лет, но это было почти невозможно, потому что в последние годы их политика такова, что заявки от групп не рассматриваются и оргкомитет приглашает музыкантов только по собственной инициативе. Однако случилось так, что в рядах наших поклонников оказался консул Венгрии, и благодаря его стараниям наши материалы были рассмотрены, а потом один из первых людей оргкомитета даже побывал у нас на концерте в Киеве, после чего мы получили официальное приглашение.

- Альбом "Надия Е" был достаточно разнообразен и включал в себя массу различных влияний и музыкальных направлений - от ска и реггей, до балканско-западенской тематики и очень привлекательного неосвинга (в духе Брайана Сетзера). В каком направлении пишутся твои новые песни - нет ли желания двинуть в сторону последнего упомянутого джентльмена?
- Неосвинг мне дается легко, сделать такой альбом было бы вполне возможно, но мне это не кажется слишком уж хорошей идеей, поскольку в чистом виде это было бы слишком вторично и запоздало. Кроме того, создание альбома - это большой кусок времени, в течение которого пришлось бы отказать себе в удовольствии делать другие, не свинговые песни. Я уже бывал в узких рамках одной субкультуры и сейчас наслаждаюсь творческой свободой. Пишу все, что приходит в голову, в любом стиле, на любом языке. Единственное ограничение в том, чтобы песню можно было исполнить живьем тем составом музыкантов, который у меня есть. Материал накапливается, а что пойдет непосредственно в следующий альбом и каким он будет - подумаем позже.

- За время с момента создания "MAD HEADS XL", похоже, ты уже наигрался всевозможных музык в народном стиле, балканском разудалом и ска-гопакообразном, не появлялось ли желания поиграть нечто более сложное или тяжелое?
- Прежде всего, насчет сложности. Простота формы обманчива. Например, попроси лихо наяривающих гаммы гитаристов поиграть примитивную вторую долю в стиле ска в течение нескольких минут, и ты увидишь - далеко не все они достойно справятся с этой задачей. В технике владения музыкальными инструментами, чувство времени куда сложнее, чем скорость извлечения нот, и чем меньше нот играет музыкант, тем важнее, чтобы они были сыграны точно и вовремя. С этой точки зрения любая музыка одинаково сложна. Если же говорить о сложности формы, то музыка, сделанная мозгами, меня не слишком интересует. Для меня важна энергия и эмоция, а эти вещи нельзя придумывать - нужно просто поймать ощущение. Касательно тяжести - с одной гитарой и тремя дудками музыка никогда не будет звучать слишком тяжело, сколько бы овердрайва я у себя ни накручивал.

- Нет ли ощущения опасности движения по пути "Надия Е", в смысле возможности потерять собственное лицо и затеряться среди массы всевозможных "этнических проектов с сильными заимствованиями"?
- Да ладно, если я не потерялся в такой заимствованной-перезаимствованной музыке как рокабилли, не думаю, что теперь моему лицу что-нибудь такое угрожает.

- Насколько я знаю, очень много вашей видеопродукции стало появляться на украинских телеканалах (имеются в виду клипы, фрагменты выступлений на различных фестивалях и т.д.). Не собираетесь ли выпускать "MAD HEADS XL" на DVD?
- Да, это вполне возможно. Что-нибудь типа "The Best Of" в аудиоформате, плюс все клипы на DVD, дорогая полиграфия, может еще какие-нибудь бонусы - "подарочное" издание к 15-летию группы. Мы сейчас над этим серьезно раздумываем.

- Не появилось ли каких-то твоих отдельных телевизионных проектов (знаю, что ты успешно работал на радио)?
- Я по-прежнему веду несколько программ на радио, а на ТВ ничего такого пока нет. Это палка о двух концах: с одной стороны хорошее промо для коллектива, а с другой - за что попало, я не возьмусь, а серьезный телепроект потребует много времени, которое придется забирать у группы. В принципе, я такой возможности не исключаю.

- Есть ли желание пропагандировать хорошую, некоммерческую музыку?
- Термин "некоммерческая музыка" вызывает у меня много вопросов. Это та музыка, которую не продают, или та, которую не покупают? Или та, которую не раскручивают при помощи чемоданов с деньгами? Я вообще не рассматриваю достоинства музыки через призму ее коммерческого успеха. Зависимость между этими вещами, конечно, есть, но она очень неоднозначная. Наверняка я уверен только в своей музыке - вот ее и пропагандирую. При этом не упускаю шанса упомянуть о тех музыкантах, которые нравятся лично мне, и не отказываю в совете молодым, если обращаются.

- Какова сейчас ситуация с некоммерческой музыкой на Украине?
- Подавляющая часть украинской музыки пока что тянет на "некоммерческую", но, прежде всего потому, что у нас еще толком не научились ее продавать. Прогресс в этом есть, и, например, в прошлом году было несколько прецедентов, когда дебютный альбом сходу выводил группу в ранг известной и востребованной, в том числе без дорогих клипов и проплаченных ротаций. А вообще групп у нас много хороших и разных.

- А кто является "флагманом"?
- В контексте "некоммерческой" музыки, "флагман" - понятие весьма субъективное, поскольку такие критерии как продажа дисков, количество концертов или ротации на радио - ни о чем не говорят.

Стас Эвентов, специально для РокмЬюзик.Ру


На фото: Вадим Красноокий ("Mad Heads XL")