Історія гурту
Вадим Красноокий ("Mad Heads XL"): "Некоммерческая музыка - это та, которую не продают, или та, которую не покупают?"
Из источников близких к Верховной Раде и Майдану Незалежных
Новостей, мне стало известно, что не так давно лидер группы "Mad Heads
XL" Вадим Красноокий стал отцом (соответственно, женился - мои
поздравления!). По сообщениям тех же источников, его брат, контрабасист
той же группы, похоже, также близок к подобным шагам (в семейной жизни
etc.). Поэтому, в контексте продолжающихся в рокабильно-сайкобильной
тусовке бывшего СНГ прений на тему, что может побудить рокера стать
скайером, серфером и медитирующим философом, мой первый вопрос Вадиму
заключался в следующем:
- Что было первичным в данной твоей (а по касательной - и
группы) ситуации отхода от сайкобилли - твоя (и брата - видел его
телеобращение к будущей супруге) романтическая влюбленность, женитьба и
т.д., и как следствие этого, некоторое послабление себе, отразившееся в
более мягкой музыке, или напротив, внутренние изменения в тебе,
невозможность играть больше "старую" музыку, и как результат, изменения
в личной жизни? Другими словами, большинству олдовых реднеков не дает
покоя следующая формула: "друзей на бабу променял"?
- За поздравления - спасибо. Действительно, отцом я стал больше
года назад, женился еще раньше, а познакомился со своей теперешней
супругой аж 15 лет назад, так что наши отношения восходят еще к истокам
группы "MAD HEADS", а значит и всего украинского сайко/рокабилли.
Собственно, моя жена играла в этом процессе одну из первых ролей,
поскольку была лидером своей собственной рок-н-ролльной банды большую
часть всего этого времени. Так что у меня такой особый случай, когда
"баба" является также и самым давним, проверенным годами рок-н-ролльной
жизни, другом, с которым мы вместе проходим изменения и в музыке, и в
личной жизни. А вот появление нашего "сольного проекта" чуть больше
года назад - это да, это смягчает однозначно.
- Насколько я понимаю, твоя жизнь действительно изменилась
- по чартам продаж за прошлый год, ваш диск "Надия Е" чуть ли не в
первой десятке, вы становитесь популярной, узнаваемой группой. Что
изменилось в связи с этим в тебе самом? В подходе к работе? Отношениям
с соратниками по бэнду? Стал ли ты задумываться о формате и о попадании
вашей музыки в ротацию радио и телеканалов?
- Узнаваемой группой в Украине мы являемся уже достаточно много
лет, а вот такая популярность, как сейчас - это, конечно, новое.
Впрочем, не удивительно, если учесть что еще относительно недавно мы
пели только по-английски, и делали это чаще по заграницам. Тем не
менее, дома нас знали (первый клип крутился по ТВ еще в 1996 году), так
что я как бы получил прививку в виде популярности малыми дозами, и
теперь популярность куда более серьезная едва ли может сильно повлиять
на меня, как на личность.
Отношения в группе изменились в основном потому, что пришло 4
новых участника и ушел один старый; так что это естественно: новые люди
- новые отношения. Они не менее дружеские и неформальные, но конечно до
такого понимания с полуслова, которого мы достигли в группе, где состав
не менялся почти 10 лет - далеко. Кроме того, хотя мое лидерство в
коллективе всегда было очевидно, большинство вопросов, творческих и
прочих, раньше решалось максимально демократично. Теперь я практикую
более тоталитарный подход - выслушиваю всех, но решение оставляю за
собой.
В процессе написания песен о формате я не думаю, а вот когда они
уже готовы - тут, конечно, приходится. Впрочем, были бы хорошие песни,
а формат и сам прогнется. Например, в новом альбоме есть несколько
вещей, которые мы изначально не планировали предлагать радиостанциям в
силу их "неформатности" - жесткие гитарные риффы и все такое. Включаю
радио, и что я слышу? Крутят именно эти песни без каких-либо усилий с
нашей стороны. Конечно, не так активно, как основные "хиты", но все же.
- Какие цели теперь наиболее актуальны для коллектива "MAD HEADS XL"?
- Творческая задача - освоение концепции "рок с дудками" в разных
возможных вариантах. Это ведь довольно нетипичный состав для
рок-музыки, кроме неосвинга, ска, реггей, да некоторых экспериментов с
фолком, так кажется, вообще ничего не играют. Посмотрим, что получится
из этого у нас.
Из других актуальных целей - дальнейший рост популярности в
Украине, культурная экспансия в Россию, Европу. Последнее, кстати, -
серьезный вызов, поскольку наш теперешний репертуар в значительной
степени славянский, для Европы не слишком адаптированный. Но прошлым
летом нас очень хорошо принимали на большом рок-фестивале в Чехии, а
осенью немцы издали сингл.
- Готов ли ты (и группа) на компромиссы во имя шоу-б. и карьеры популярной группы? На какие?
- Чтобы идти на компромиссы, нужны жесткие принципы. У меня такой,
пожалуй, только один. Я стараюсь не тратить свое время на то, что мне
не нравится, вызывает отрицательные эмоции, внутренний напряг. Понятно,
что выполнять этот принцип на 100 % довольно сложно, но, во всяком
случае, тут компромиссы минимальны и очень временны. Конечно, у всех
по-разному, но в нашем случае с компромиссами, все с точностью до
наоборот, и я могу сетовать только на то, что в Украине музыкальная
индустрия не очень хорошо развита.
- Вполне возможно, что со временем изменится твой круг
общения (может, уже изменился), чего не достает из прежнего,
рокабильного бытия?
- В теперешнюю жизнь из прошлой я взял все, что для меня было важно
и не успело надоесть. Есть вещи, которые хороши в виде воспоминаний, но
вовсе не стоит пытаться переживать их снова. Впереди ждут новые
впечатления, и, цепляясь за прошлое, мы отказываем себе в будущем.
- Как оказалось, при более плотном прослушивании вашего
нового альбома, он был построен не только на развлекательной линии, там
присутствуют и мантрообразные "Гроши", и ментально-ностальгическая
"Зимова спека", и жизнеутверждающая "Надия Е". Насколько я понимаю, и
сам ты относишься к этому материалу не только как к развлекательной
музыке. Вследствие языкового барьера, возможно, часть смысловой
нагрузки твоих новых песен была утеряна (мной и иными русскоязычными
слушателями). Не мог бы ты более подробно остановиться на смысле твоих
новых посланий и озарений в музыке?
- Думаю, языковой барьер не настолько велик - я же не по-китайски
пою. Вдобавок, основные мысли альбома продублированы на английском. Ну,
и главное, мне кажется, что эмоции самой музыки достаточно красноречивы
и понятны. Я действительно выражаю в песнях свою жизненную философию,
но стараюсь, чтобы она была понятна не только из текста.
- Расскажи также историю про "Автобус Буратин" - я, как и
многие, не очень догнал смысл этого "послания землянам", в чем прикол?
- Вообще, у истоков этой песни стоит один старый анекдот и вполне
конкретная картинка из жизни, известная мне и кое-кому из участников
группы. Но как это бывает со многими удачными песнями, слушатель часто
рисует собственный ассоциативный ряд, и доказывать, что он не прав, а
песня была на самом деле про другое - мне не хочется. Например, в
последней забавной трактовке, которую я слышал, это оказывается песня
про наших политиков (у нас сейчас с этим перегруз в связи с
избирательной кампанией). Так что я приглашаю всех к сотворчеству:
придумайте сами, в чем тут прикол для вас.
- А так же о процессе твоей борьбы с Вавилоном (о котором,
ты столь ярко рассказывал в одном из своих украинских интервью - уходы
в леc и пр.)?
- Борьба с Вавилоном кажется мне делом бесперспективным, лучше просто видеть его и стараться играть по своим правилам. А в лес уйти никогда не поздно.
- Я слышал, что у вас вышел в Германии макси-сингл "Надия Е", было ли продолжение - выпуск там полноценного альбома?
- Мы сейчас рассматриваем разные варианты продолжения, в смысле
какая компания будет издавать и в каком виде. Больше пока сказать не
могу, потому что никакие финальные решения еще не приняты. Понятно
только, что альбомы, как и раньше, мы будем издавать не только дома, но
и в Германии, а также в других странах.
- Как восприняли там вашу новую инкарнацию? (Ведь именно
там, на каком-то итальянском фестивале, по дороге Максим "Прукр"
Красноокий примкнул и ворвался в твое пристрастие к новым музыкам в
стиле Ману Чао.)
- В прошлом году мы выступали на главном чешском рок-фестивале
"Rock For People", и показали себя настолько здорово, что этим летом
поедем туда снова. Надо сказать, что у них не принято приглашать группы
два года подряд, и позвали нас по специальному решению оргкомитета.
Кроме того, этим летом мы станем первой украинской группой, которая
выступит на фестивале "Sziget" в Будапеште. Не знаю, насколько известен
этот фестиваль в России, но репутацию он имеет одного из лучших в
Европе. Получить приглашение от этого фестиваля мы мечтали уже
несколько лет, но это было почти невозможно, потому что в последние
годы их политика такова, что заявки от групп не рассматриваются и
оргкомитет приглашает музыкантов только по собственной инициативе.
Однако случилось так, что в рядах наших поклонников оказался консул
Венгрии, и благодаря его стараниям наши материалы были рассмотрены, а
потом один из первых людей оргкомитета даже побывал у нас на концерте в
Киеве, после чего мы получили официальное приглашение.
- Альбом "Надия Е" был достаточно разнообразен и включал в
себя массу различных влияний и музыкальных направлений - от ска и
реггей, до балканско-западенской тематики и очень привлекательного
неосвинга (в духе Брайана Сетзера). В каком направлении пишутся твои
новые песни - нет ли желания двинуть в сторону последнего упомянутого
джентльмена?
- Неосвинг мне дается легко, сделать такой альбом было бы вполне
возможно, но мне это не кажется слишком уж хорошей идеей, поскольку в
чистом виде это было бы слишком вторично и запоздало. Кроме того,
создание альбома - это большой кусок времени, в течение которого
пришлось бы отказать себе в удовольствии делать другие, не свинговые
песни. Я уже бывал в узких рамках одной субкультуры и сейчас
наслаждаюсь творческой свободой. Пишу все, что приходит в голову, в
любом стиле, на любом языке. Единственное ограничение в том, чтобы
песню можно было исполнить живьем тем составом музыкантов, который у
меня есть. Материал накапливается, а что пойдет непосредственно в
следующий альбом и каким он будет - подумаем позже.
- За время с момента создания "MAD HEADS XL", похоже, ты
уже наигрался всевозможных музык в народном стиле, балканском разудалом
и ска-гопакообразном, не появлялось ли желания поиграть нечто более
сложное или тяжелое?
- Прежде всего, насчет сложности. Простота формы обманчива.
Например, попроси лихо наяривающих гаммы гитаристов поиграть
примитивную вторую долю в стиле ска в течение нескольких минут, и ты
увидишь - далеко не все они достойно справятся с этой задачей. В
технике владения музыкальными инструментами, чувство времени куда
сложнее, чем скорость извлечения нот, и чем меньше нот играет музыкант,
тем важнее, чтобы они были сыграны точно и вовремя. С этой точки зрения
любая музыка одинаково сложна. Если же говорить о сложности формы, то
музыка, сделанная мозгами, меня не слишком интересует. Для меня важна
энергия и эмоция, а эти вещи нельзя придумывать - нужно просто поймать
ощущение. Касательно тяжести - с одной гитарой и тремя дудками музыка
никогда не будет звучать слишком тяжело, сколько бы овердрайва я у себя
ни накручивал.
- Нет ли ощущения опасности движения по пути "Надия Е", в
смысле возможности потерять собственное лицо и затеряться среди массы
всевозможных "этнических проектов с сильными заимствованиями"?
- Да ладно, если я не потерялся в такой
заимствованной-перезаимствованной музыке как рокабилли, не думаю, что
теперь моему лицу что-нибудь такое угрожает.
- Насколько я знаю, очень много вашей видеопродукции стало
появляться на украинских телеканалах (имеются в виду клипы, фрагменты
выступлений на различных фестивалях и т.д.). Не собираетесь ли
выпускать "MAD HEADS XL" на DVD?
- Да, это вполне возможно. Что-нибудь типа "The Best Of" в
аудиоформате, плюс все клипы на DVD, дорогая полиграфия, может еще
какие-нибудь бонусы - "подарочное" издание к 15-летию группы. Мы сейчас
над этим серьезно раздумываем.
- Не появилось ли каких-то твоих отдельных телевизионных проектов (знаю, что ты успешно работал на радио)?
- Я по-прежнему веду несколько программ на радио, а на ТВ ничего
такого пока нет. Это палка о двух концах: с одной стороны хорошее промо
для коллектива, а с другой - за что попало, я не возьмусь, а серьезный
телепроект потребует много времени, которое придется забирать у группы.
В принципе, я такой возможности не исключаю.
- Есть ли желание пропагандировать хорошую, некоммерческую музыку?
- Термин "некоммерческая музыка" вызывает у меня много вопросов.
Это та музыка, которую не продают, или та, которую не покупают? Или та,
которую не раскручивают при помощи чемоданов с деньгами? Я вообще не
рассматриваю достоинства музыки через призму ее коммерческого успеха.
Зависимость между этими вещами, конечно, есть, но она очень
неоднозначная. Наверняка я уверен только в своей музыке - вот ее и
пропагандирую. При этом не упускаю шанса упомянуть о тех музыкантах,
которые нравятся лично мне, и не отказываю в совете молодым, если
обращаются.
- Какова сейчас ситуация с некоммерческой музыкой на Украине?
- Подавляющая часть украинской музыки пока что тянет на
"некоммерческую", но, прежде всего потому, что у нас еще толком не
научились ее продавать. Прогресс в этом есть, и, например, в прошлом
году было несколько прецедентов, когда дебютный альбом сходу выводил
группу в ранг известной и востребованной, в том числе без дорогих
клипов и проплаченных ротаций. А вообще групп у нас много хороших и
разных.
- А кто является "флагманом"?
- В контексте "некоммерческой" музыки, "флагман" - понятие весьма
субъективное, поскольку такие критерии как продажа дисков, количество
концертов или ротации на радио - ни о чем не говорят.
Стас Эвентов, специально для РокмЬюзик.Ру
На фото: Вадим Красноокий ("Mad Heads XL")