Band history


"Mad Heads XL": "Нас жестко накрыло медными трубами"

Достаточно известный и прогнозируемый случай, когда музыканты, находящиеся в творческом кризисе, начинают поиски нового музыкального лица. В отношении украинского сайко-рокабили-ска-неосвинг коллектива под названием "Mad Heads XL", подобный вариант абсолютно не подходит. По той простой причине, что легендарные укросайкеры из прежде называвшейся скромнее команды "Mad Heads", заслуженному сбору лавровых венков и аплодисментов публики, предпочли стезю экспериментов. О том, насколько эти поиски увенчались успехом, можно будет судить по живым выступлениям команды в начале марта в Москве и Питере. А пока, лидер нового проекта "Mad Heads XL" (он же бессменный художественный руководитель прежней инкарнации группы) Вадим Красноокий, рассказывает о том как музыканты докатились до жизни такой и как они себя ощущают в новообретенном статусе.

- Привет, Вадим! Что происходит с группой в контексте вашего нынешнего концертного проекта "Mad Heads XL"?
- Когда состав расширяется вдвое, то меняется все кардинально. Хоть мы изначально так и не задумывали, получилась практически новая группа. Правда, в репертуаре осталось немало старых песен - должным образом переделанных.

- Насколько органично для вас решение играть смесь ска-реггей-укро-Кустурицы?
- Большинство сайкобилов обычно слушают музыку родственных субкультур, одной из которых является ска. Мы тут не были исключением. Поэтому, когда в группе появились дудки - ска, это первое для чего мы стали их использовать. Еще нам давно нравится неосвинг, соответственно, он тоже накладывает свой отпечаток. Что же до симпатий к Кустурице и Бреговичу, то это уже, наверное, наши славянские корни сказываются. Во всяком случае, симпатии такие есть, и давно. Еще в последние несколько лет нас прикалывает Ману Чао. А у него ведь именно такая концепция - народная музыка плюс ска-панк.
Вот под влиянием всех этих факторов и формируется сейчас наше звучание. Только нужно к этому добавить: во-первых, наряду с элементами карибского и балканского фолка, мы также используем украинский (причем иногда все в одной песне). И, во-вторых, поскольку мы рокеры с многолетним стажем, то и подается это все очень бодро. (Впрочем, ни Кустурица, ни Ману Чао на концертах тоже расслабляться не дают).

- Как вы пришли к подобному решению?
- Для нас музыка всегда была полем для экспериментов. Но если говорить именно о духовой секции, то сначала мы записывали ее в некоторых студийных вещах, потом сделали пару песен для концертного исполнения. Затем решили рискнуть: сделать целую программу и посмотреть, что из этого может выйти. Уже в процессе репетиций мы поняли, что нас от этого дико прет, что мы очень закостенели в составе трио и давно уже были готовы к таким радикальным изменениям. Когда же программа была готова, то, честно говоря, для сомнений просто не было времени. После серии клубных выступлений мы получили приглашение на самый большой и пафосный украинский фестиваль "Таврийские Игры" (как трио нас туда никогда не приглашали). После этого большие площадки пошли одна за другой - центральные площади, стадионы, дворцы спорта. Это при том, что у нового проекта еще не было ни клипов на ТВ, ни песен на радио.

- Означает ли это, что мы больше не увидим прежнего, полюбившегося многим, "Mad Heads" в стиле "Mad in Ukraine"?
- Никогда не говори никогда. Могут быть и разовые концерты в составе трио, и целые туры. Может быть даже альбом. Но сейчас нас жестко накрыло медными трубами, и все творческие усилия уходят на это.

- Почему вы решили петь на родном языке, несмотря на его "несайкобильность"?
- Я думаю, после трех англоязычных альбомов, не попробует родной язык только тот, кто очень боится экспериментов. Другое дело, удаются ли эти эксперименты и к чему именно они приводят. Впрочем, мы от английского не отказываемся - он составляет до 50% нашего концертного репертуара. Есть и совсем новые песни. Кроме того, мы поем на русском и совсем чуть-чуть на испанском.

- Не явилось ли данное желание одним из основных побудительных мотивов к переменам?
- Безусловно. Первая моя песня на украинском языке была рок-н-ролльной. Но уже вторая оказалась наполовину реггийной, причем произошло это как-то само собой. Рок-н-ролл на украинском звучит странно. Реггей и ска - очень прикольно, мелодика языка где-то похожа на испанский, получается нечто в духе Ману Чао.

- Что дает украинский язык в контексте пост-рокабильной группы? Вопрос обусловлен тем, что по прослушивании вашего последнего альбома "Контакт", у меня были ощущения некой "океаноэльзившины", как только в песне начинала звучать украинская речь. Причем ассоциаций со Скрипкой, в данном случае положительных, почему-то не возникало.
- Да, пожалуй "Контакт" можно назвать именно пост-рокабильным альбомом. Что может дать украинский язык, мы и пытались выяснить - пробуя вложить его в разные симпатичные нам музыкальные формы. Естественно, не везде это звучит одинаково удачно. Но в итоге мы кое-что нашли, и результатом этого поиска стал новый проект.

- Каковы ваши нынешние взаимоотношения с миром сайко? Изменилось ли отношение к стилю и к себе?
- Я оглядываюсь назад с большим удовольствием. Нет сожалений о зря потраченном времени, но нет и чувства потери от того, что мы это уже не играем. Мы взяли на себя весьма сложную миссию: играть сайко в Украине - это было все равно, что выращивать бананы на Северном полюсе. И сейчас, когда наши "бананы" на мировой сайко-сцене оценивают как одну из лучших групп 90-х, а в Украине движение живет своей жизнью, рождает новые коллективы, устраивает концерты и записывает альбомы - я испытываю чувство глубокого удовлетворения, миссия наша удалась. Вместе с тем чувствую, что мой творческий потенциал не ограничивается рамками одной субкультуры, и мне очень хочется узнать, что еще я мог бы сделать, и насколько это будет успешно.

- Может, группа просто стареет, и все метаморфозы с "возвращением к корням" - суть, следствие этого процесса? Ибо сайко, все-таки музыка молодых, а вообще-то, по идее, еще и "ребел".
- Я практически согласен. Только слово "старость" предпочел бы заменить "зрелостью". Сайко - это подростковая музыка, злая и агрессивная. Подростковой агрессии во мне давно нет, а врожденной злости не было в принципе. Большинство взрослых рокеров просто косят под злодеев, но меня это не прет. Наша музыка не стала менее бодрой и энергичной, а "дурки" в ней, может быть, даже добавилось. Но при этом добавилось позитива.

- Какие преимущества дает расширенный духовой секцией состав вашего бэнда?
- Тембрально звучание стало намного богаче, и просто значительно мощнее. После пачки из трех духовых одинокая гитара, даже с самым злым овердрайвом, звучит не плотно. Кроме того, больше возможностей для шоу.

- Играли ли вы нынешним составом где-нибудь за границей, какова была реакция зрителей?
- Пока что этот состав слышали только в Украине, но в марте мы выступим в Москве и Питере, и мне очень интересно как нашу теперешнюю музыку воспримут в России. Могу пока судить только о реакции россиян, с которыми приходилось общаться после киевских концертов - это были восторги. Впрочем, кому не понравилось, вряд ли стали бы подходить. Еще ведутся переговоры о выступлениях в Польше и Чехии. Наши промо-материалы нравятся организаторам больших фестивалей.

- Каково сейчас положение дел в сайко (и в той музыке, которую вы сейчас играете) на Украине?
- Сайко в андеграунде, как и везде. Ска отсутствует напрочь. Элементы народной музыки в современной трактовке очень востребованы, притом в самых разных жанрах - будь то Руслана, "Вопли Видоплясова" или Сердючка. Ну, и наша программа, как я уже говорил, идет на ура.

- Какова ваша роль в этом процессе, продвигаете ли сами какие-нибудь близкие по духу команды?
- Мы в свое время плотно двигали сайко по всем фронтам. Моя радиопрограмма "Рокабильный Психоз" до сих пор выходит на 2-м национальном радио и на многих ФМ-станциях. Теперь, наверное, нужно пропагандировать ска? Молодых музыкантов не продюсируем, но и в добром совете не отказываем.

- Слышал, что вы принимали участие в концертах в поддержку "оранжевых". Насколько вам все это интересно, и нет ли ощущения, что "приняли участие в несвежей игре"? Как правило, сайко-бэнды в хорошем смысле, аполитичны - и это есть свидетельство некой рок-н-ролльной мудрости.
- Если уж на то пошло, то ска-бэнды зачастую даже слишком заполитизированы (вспомним того же Ману Чао или Ska P). Но это не про нас. Мы не принимали участия в предвыборных турах (и не потому, что не приглашали). Но когда весь Киев вышел на улицы, чтобы возразить против фальсификации результатов выборов, мы естественно были там - вместе с нашими друзьями, родными и близкими, и просто согражданами. И мы почли за большую честь поддержать всех этих людей, выступая на главной площади города, бесплатно и по собственной инициативе. Честно говоря, мы туда с трудом пробились - желающих было очень много. И я думаю, что это выступление останется одним из самых ярких впечатлений моей жизни, потому что это была очень необычная публика.
Я слышал, что об этих событиях рассказывали российские СМИ. Так вот, деньги и наркотики на Майдане не раздавали. Первые несколько дней люди, несмотря на мороз, даже алкоголь не употребляли, а поскольку мы выступали в самом начале, то мне довелось увидеть самую трезвую многотысячную толпу в моей жизни. При этом люди были исполнены взаимной любовью, уважением и... вдохновением, что ли. Там вообще происходили некие космические процессы, революция сознания. Огромная масса людей вдруг ПОВЕРИЛА в красивые и обычно пустые слова "справедливость", "единство", "свобода"... А когда так много народу одновременно ВЕРИТ, что-то происходит. Люди менялись прямо на глазах: делились последним, забирали незнакомых к себе домой погреться. Там был мощный источник позитивной энергии - просто зашкаливало. Все ходили и заряжались. Очень надеюсь, что для политиков это тоже не прошло бесследно. Но в любом случае, меня как человека творческого, интересуют, прежде всего, эмоции и энергетика. Я собираюсь пережить многих украинских президентов, а вот подобные события в истории случаются не часто - раз в жизни, и то не у всех.

- Будет ли еще меняться в ближайшем будущем, направление развития команды, если да, то в какую сторону?
- В ближайшем - вряд ли. Нужно же реализовать все теперешние наработки. Впрочем, я бы с удовольствием добавил вторую гитару, перкуссии, клавиши - хватило бы денег и места на сцене.

- Не собирается ли Богдан заняться сольным творчеством, у него так здорово получалось петь на концертах "Mad Heads" в Питере?
- У Богдана есть сольный проект, он там поет и играет на акустической гитаре. Еще там есть соло-гитарист и контрабасист, а барабанов нет вообще. Такой старый стильный кантри-рокабильный вариант. Правда, проект этот чисто клубный, поскольку исполняют они только кавера, да и времени за последний год у Богдана стало гораздо меньше.

- Довольны ли вы нынешним положением дел в своей музыкальной (и не только) жизни?
- Я занимаюсь любимым делом. Думаю, это очень важно для любого человека. Естественно, всегда хочется чего-то лучшего в смысле творческого результата, и чего-то большего в смысле его признания людьми. Это желание иногда тяжело носить, но оно - двигатель, не дающий застыть на месте. Иногда кажется, что нужно однажды все бросить, свалить куда-нибудь подальше от городской суеты и заняться чем-то совсем другим. Но, видимо, это уже в следующей жизни. А пока - приходите на концерты.

- Какие планы и ожидания от московского концерта?
- Концертов будет два. План очень прост - показать новый состав и новую программу. Ожидаем, естественно, что это будет понято и принято. Думаю, найдутся ортодоксальные сайкобилы, которые будут плеваться, но уверен, что далеко не все. Рассчитываем на большое количество новых слушателей.

- Будут ли сюрпризы? Насколько вообще, в вашем характере, здоровые рок-н-ролльные приколы, стеб и "приятные неожиданности" для собственных фанов?
- Привезти троих духовиков - это ли не сюрприз, не прикол и не стеб? Кроме того, в программе есть старые песни, наши и просто известные, получившие неожиданную трактовку.

Стас Эвентов, специально для РокмЬюзик.Ру